1. В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, лицензирующим органом проводятся внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.

2. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала исполнения административного действия, является представление в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии либо заявления о переоформлении лицензии или продлении срока действия лицензии.

3. Предметом проверки лицензиата является проверка соответствия лицензионным требованиям используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

4. Специалист отдела, ответственный за проведение внеплановой выездной проверки, в день подписания и регистрации приказа о проведении внеплановой выездной проверки уведомляет заявителя о дате и времени проведения внеплановой выездной проверки одним из следующих способов:

– по телефону;

– по адресу электронной почты, указанному в заявлении о выдаче (переоформлении, продлении срока действия) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, по которому департамент осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи.

5. Внеплановая выездная проверка проводится специалистом отдела, ответственным за проведение внеплановой выездной проверки, с выездом на местонахождение организации и обособленных подразделений заявителя, указанных в заявлении о выдаче (переоформлении, продлении срока действия) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Проверка проводится по каждому местонахождению обособленного подразделения заявителя и каждому стационарному торговому объекту и складскому помещению.

6. Внеплановая выездная проверка проводится в присутствии на объекте руководителя или иного должностного лица юридического лица, его уполномоченного представителя.

Внеплановая выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения специалистом отдела, ответственным за проведение внеплановой выездной проверки, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, его уполномоченного представителя с приказом о назначении внеплановой выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения внеплановой выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к внеплановой выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

7. Заверенная печатью копия приказа о проведении внеплановой выездной проверки вручается под роспись специалистом отдела, ответственным за проведение внеплановой выездной проверки, проводящим проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица одновременно с предъявлением служебного удостоверения.

8. Руководитель или уполномоченный представитель заявителя обязаны обеспечить доступ проводящих внеплановую выездную проверку специалиста отдела, ответственного за проведение внеплановой выездной проверки, должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также участвующих в проведении внеплановой выездной проверки экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые заявителем при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции помещения, здания, к используемым заявителем техническим средствам, оборудованию, иным объектам, которые предполагается использовать заявителем при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции.

9. В ходе проведения внеплановой выездной проверки специалист отдела, ответственный за проведение внеплановой выездной проверки, осуществляет следующие действия:

а) визуальный осмотр стационарных торговых объектов и складских помещений, установление фактического места расположения заявителя и его обособленных подразделений, проверка соответствия заявленного в документах адреса фактическому адресу, наличие вывески с названием и указанием режима работы;

б) проверку наличия в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарных торговых объектов и складских помещений, отвечающих требованиям необходимой площади (не менее 50 квадратных метров – в городских поселениях, не менее 25 квадратных метров – в сельских поселениях) и соответствия заявленной в документах площади фактической площади стационарных торговых объектов и складских помещений. В случае, если при визуальном осмотре выявлено несоответствие площади стационарных торговых объектов и складских помещений данным, указанным в документах, представленным в департамент и находящимся в лицензионном деле, специалистом отдела, ответственным за проведение внеплановой выездной проверки, проводящим проверку, производится обмер площади стационарных торговых объектов и складских помещений с помощью доступных средств измерения (рулетки и т.п.);

в) проверку соблюдения особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе запретов на розничную продажу алкогольной продукции, ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.

В целях проверки соответствия нахождения обособленного подразделения заявителя требованиям действующего законодательства (вне мест, где розничная продажа алкогольной продукции не допускается согласно федеральному закону, и вне мест, прилегающих к таким территориям), специалистом отдела, проводящим проверку, производится визуальный осмотр (обследование) территории, замер расстояния (земельных участков, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с помощью доступных средств измерения (рулетки и т.п.));

г) проверку наличия маркировки алкогольной продукции (при продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции);

д) проверку сведений, нанесенных на федеральные специальные марки и акцизные марки с использованием ЕГАИС (при продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции);

е) проверку наличия документов, сопровождающих оборот алкогольной продукции, перечень которых определен статьей 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (при продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции);

ж) проверку наличия сертификата соответствия или деклараций о соответствии алкогольной продукции (при продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции);

з) проверку наличия зарегистрированной контрольно-кассовой техники, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

и) отражение оборота алкогольной продукции в ЕГАИС.

10. Для фиксации информации, получаемой в ходе проведения выездных проверок, могут осуществляться звукозапись, фото- и видеосъемка.

11. Срок проведения внеплановой выездной проверки в отношении заявителя, представившего заявление о выдаче (продлении, переоформлении) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, составляет не более чем двадцать рабочих дней.

Указанный срок продлевается в случае необходимости проведения связанных с оценкой результатов проверок экспертиз, исследований, испытаний, расследований, осуществления перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке проверяемым лицом, и других необходимых мероприятий (в том числе в отношении контрагентов лицензиата), без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица обязательным требованиям. При этом общий срок проведения проверки не может превышать сорок рабочих дней.

12. По результатам внеплановой выездной проверки специалистом отдела, ответственным за проведение внеплановой выездной проверки, проводившим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.

 13. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

14. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю заявителя под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия руководителя или уполномоченного представителя заявителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется специалистом отдела заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в департаменте.

15. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в лицензионном деле.

16. Максимальный срок проведения экспертизы не может превышать двадцать дней.

17. Результаты административного действия:

– соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции;

– несоответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции.