ПАМЯТКА

о разъяснениях требований законодательства, предъявляемых  к розничной продаже алкогольной продукции

 

Введение

Розничный оборот алкогольной продукции в Российской Федерации регулируется государством. Основным нормативным документом, регламентирующим правоотношения в указанной сфере, является Федеральный закон от 22.11.1995   № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р утверждена Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.

Указанная концепция направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни.

Названные направления нашли свое отражение в изменениях законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также регионального законодательства.

В условиях динамично изменяющегося законодательства не все предприниматели могут своевременно скорректировать организацию своего бизнеса.

В данном информационном материале даны разъяснения действующего законодательства в виде ответов на часто возникающие вопросы, касающиеся организации работы в сфере розничной продажи алкогольной продукции.

Ответы на вопросы:

  1. 1.   Каким образом получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции индивидуальному предпринимателю?

В соответствии с частью 1 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ                 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» производство и оборот алкогольной                          (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.

Индивидуальные предприниматели могут осуществлять розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции индивидуальным предпринимателям не выдается.

  1. 2.   Какой размер минимального уставного капитала должен быть у организации для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а также на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания?

В соответствии со  статьей 19 Федерального закона от 22.11.1995            №171-ФЗ,  статьей 3 закона Белгородской области от 28.04.2016 №71  «О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции»:

– организации, имеющие намерения осуществлять розничную продажу алкогольной продукции в торговых объектах, должны иметь оплаченный минимальный размер уставного капитала  120 000 рублей;

– организации, имеющие намерения осуществлять розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, должны иметь оплаченный минимальный размер уставного капитала 10 000 рублей.

  1. 3.   Какие предъявляются требования к помещению, в котором планируется осуществлять реализацию алкогольной продукции?

В соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ стационарные торговые объекты и складские помещения, используемые для осуществления лицензируемого вида деятельности, должны соответствовать следующим лицензионным требованиям:

в целях реализации алкогольной продукции в предприятиях торговли:

– в городских поселениях лицензиаты для розничной реализации алкогольной продукции должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения. В случае наличия у лицензиата нескольких обособленных подразделений соответствующие документы должны быть по каждому обособленному подразделению;

– в сельских поселениях лицензиаты для розничной реализации алкогольной продукции должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения. В случае наличия у лицензиата нескольких обособленных подразделений соответствующие документы должны быть по каждому обособленному подразделению.

в целях реализации алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания:

– требование к площади помещения не предъявляются.

Помещение должно быть в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. Указанное требование не распространяется при продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

  1. 4.        Требуется ли дополнительная плата за рассмотрение заявления на выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции?

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ предусмотрено, что плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений на совершение таких действий.

В силу подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размере 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии; за переоформление лицензии – 3 500 рублей.

Дополнительная плата в виде лицензионного сбора и других платежей не требуется.

  1. 5.   Необходимо ли применять контрольно-кассовую технику при реализации пива?

В соответствии со  статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995            №171-ФЗ с 31 марта 2017 года организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, включая пиво и пивные напитки, должны в обязательном порядке применять контрольно-кассовую технику.

При этом данное требование установлено для всех продавцов вне зависимости от применяемой ими системы налогообложения.

 

  1. 6.   Можно ли подать документы на лицензирование без указания места нахождения торгового объекта или предприятия общественного питания?

Порядок выдачи лицензии предусмотрен статьей 19 Федерального закона РФ от 22.11.1995 №171-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 данной статьи для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции организацией представляются в лицензирующий орган, в том числе, сведения о месте нахождения юридического лица, а также его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности. Не указав в заявлении точное место осуществления лицензируемой деятельности, организация представляет искаженную информацию, в связи с чем данное обстоятельство в силу подпункта 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

  1. 7.                 За сколько дней до окончания срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции можно подавать в лицензирующий орган заявление о продлении такой лицензии?

В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995            № 171-ФЗ  заявление о продлении срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подается в лицензирующий орган не ранее, чем за 90 дней до истечения срока её действия.

  1. 8.                 Можно илиосуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в одном помещении?

В соответствии с пунктом 19 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ  в лицензии указываются, в том числе, места нахождения обособленных подразделений организации (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности.

Согласно пункту 20 статьи 19 Закона № 171-ФЗ действие лицензии, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

Таким образом, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности в обособленных подразделениях (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах лицензиата, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), указанных в лицензии.

При этом пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности.

Согласно форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденной приказом Росалкогольрегулирования от 12 ноября 2015 г. № 359, в лицензии указываются, в том числе, иные сведения, позволяющие определенно установить место нахождения, где осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Таким образом, место осуществления розничной продажи алкогольной продукции и место осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания должны отличаться как фактически, так и в лицензии.

 

ПАМЯТКА

о разъяснениях требований законодательства при осуществлении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции на территории Белгородской области

 

Введение

Основными нормативными документами, регламентирующими порядок проведения мероприятий по контролю за розничной продажей алкогольной продукции, являются Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ                                           «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Федеральный закон от 26.12.2008 г.                        № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Контрольно-надзорные мероприятия в отношении лицензиатов и соискателей лицензии проводятся должностными лицами департамента экономического развития области на основании представленных заявлений о выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (документарные, внеплановые выездные проверки), а также в рамках плановых проверок.

С целью проведения профилактики правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции предлагаем ознакомиться с основополагающими разъяснениями в формате «вопрос-ответ».

 

Ответы на вопросы:

  1. 1.      Кто должен присутствовать от организации при проверке?

При проведении проверки должен присутствовать руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель лицензиата. 

Должностным лицам департамента, проводящим выездную проверку, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностным лицам департамента на территорию, в используемые лицензиатом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым лицензиатом оборудованию. Препятствование проведению проверки недопустимо.

  1. 2.      Что является основанием для проведения выездной внеплановой проверки?

Основанием для начала проведения выездной внеплановой проверки является:

– истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного департаментом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

– поступление в департамент обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований (по согласованию с прокуратурой);

– истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;

– выявление фактов нарушения лицензионных требований в результате анализа информации, содержащейся в ЕГАИС, других информационных системах, анализа деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции.

– наличие приказа о проведении внеплановой проверки, изданного департаментом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

  1. 3.      Как часто может проводиться плановая проверка?

Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

– истечение одного года со дня принятия решения о выдаче лицензии или переоформлении лицензии;

– истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.

  1. 4.      Что является предметом проверки?

Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение в процессе осуществления розничной продажи алкогольной продукции требований федерального и регионального законодательства, регулирующего отношения в области розничной продажи алкогольной продукции:

– отражение фактов закупок и реализации алкогольной продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе;

–  соблюдение требований к форме и заполнению журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

– декларирование объемов реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции;

– наличие в территориально обособленном подразделении, используемом для осуществления лицензируемого вида деятельности, зарегистрированной в установленном порядке в налоговом органе контрольно-кассовой техники;

– соответствие информации, нанесенной на алкогольную продукцию информации, содержащейся в представленных на нее товаросопроводительных документах;

– соблюдение минимальной розничной цены алкогольной продукции, установленной  уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

– соответствие установленной требуемой удаленности обособленных подразделений от организаций и объектов, на которых и на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции (определяется путем измерения расстояния) (см. нормативные правовые акты муниципальных образований);

– соответствие имеющейся в продаже алкогольной продукции требованиям: наличие маркировки федеральными специальными марками (акцизными марками), необходимой информации, нанесенной на каждую единицу алкогольной продукции, состояние укупорки потребительской тары алкогольной продукции.

Несоблюдение лицензионных требований влечет административное наказание.

Предлагаем аналитическую информацию в разрезе статей Кодекса об административных правонарушениях РФ, согласно которым лицо, допустившее правонарушение в сфере оборота алкогольной продукции, привлекается к административной ответственности.

№ п/п

Статья КоАП РФ и содержание правонарушения

Наложение штрафа в соответствии

с КоАП РФ

1.

ч.1 ст.14.16

(розничная продажа этилового спирта или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок)

1) на должностных лиц – от 10 до 15 тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции;

2) на юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2.

ч.2 ст.14.16

(оборот алкогольной  продукции без сопроводительных документов)

1) на должностных лиц – от 10 до 15 тысяч рублей с конфискацией продукции;

2) на юридических лиц - от 200 до 300 тысяч рублей с конфискацией продукции.

3.

ч.2.1 ст.14.16

(однократная розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетнему)

1) на граждан – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;

2) на должностных лиц – от 100 до 200 тысяч рублей;

3) на юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей.

4.

ч.3. ст.14.16

(нарушение особых требований и правил реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции)

(продажа алкоголя в неустановленное время, отсутствие договора аренды, отсутствие контрольно-кассовой техники и др.)

1) на должностных лиц – от 5 до 10 тысяч рублей с конфискацией продукции или без таковой;

2) на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей с конфискацией продукции или без таковой.

5.

ч. 1 ст.14.17

(оборот алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований)

(закупка алкоголя не соответствующего гос.стандартам, алкоголь маркирован поддельными марками, отсутствие контрольно-кассовой техники (или неиспользование её), хранение или оптовая продажа алкоголя в обособленных подразделениях, не указанных в лицензии и др.)

1) на юридических лиц – от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией продукции либо без таковой.

 

6.

ч.2 ст.14.17

(оборот алкогольной продукции с грубым нарушением лицензионных требований)

(поставка алкоголя организации, не имеющей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено (аннулирована)

1) на юридических лиц – от 150 до 200 тысяч рублей с конфискацией продукции либо без таковой.

 

 

7.

ч.3 ст.14.17

(оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии)

1) на юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей с конфискацией продукции либо без таковой.

8.

ст. 14.19

(нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции при  обороте)

1) на должностных лиц – от 10 до 15 тысяч рублей;

2)на юридических лиц – от 150 до 200 тысяч рублей.

9.

ч.ч.3,4 ст. 15.12

(оборот алкогольной продукции без маркировки)

1) на граждан – от 4 тысяч до 5 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

2) на должностных лиц – от 10 до 15 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

3) на юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

10.

ст.15.13.

(искажение информации, и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании)

1) на должностных лиц –  от 5 до 10 тысяч рублей;

2) на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

11.

ч.6 ст. 19.4.

(невыполнение законных требований должностного лица осуществляющего государственный контроль (надзор) в области оборота алкогольной)

1) на граждан – от 1 тысячи до 2 тысяч рублей;

2) на должностных лиц – от 5 до 8 тысяч рублей.

12.

ч. 22 ст.19.5. (невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области оборота алкогольной продукции)

1) на должностных лиц – от 6 до 12 тысяч рублей;

2) на юридических лиц – от 20 до 40 тысяч рублей.

13.

ч.1 ст. 20.25.

«Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ»

1)      наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1 тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.